Краткая информация для родителей
о государственных образовательных стандартах
Образовательные стандарты, положенные в основу нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на базе Закона Российской Феде рации «Об образовании», сегодня рассматриваются как средство сохранения ста бильности качества образования, как залог его постоянного развития, связанного с меняющимися в наши дни запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.
Разработка государственного образовательного стандарта (далее — ГОС) пер вого поколения, принятого в 2004 г., происходила в условиях многообразия обра зовательных систем в начале 90-х годов прошлого века. Она была вызвана необходимостью решения актуальных на тот период времени задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного об разования. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение в российских школах единого базового ядра образования (федерального компо нента государственного стандарта общего образования) за счет введения инва риантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Цель введения ГОС первого поколения заключалась в создании реальных усло вий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, определенного Конституцией РФ. Стандарт определял современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ре бенка, а также характер условий, которые должны быть созданы в каждом обра зовательном учреждении для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.
Стандарт первого поколения, безусловно, явился прогрессивным элементом модернизации отечественного образования, в основе которой лежали три серь езных новации. Первая представляла собой кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, в результате чего он становился инструментом не «кон сервации», а развития образования. Вторая новация состояла в пересмотре всего содержания школьного образования, вызванном идеями деятельностной, лич ностно-ориентированной педагогики, педагогики развития. Предусматривалось: снятие перегрузки с обучающихся, повышение доступности, качества и эффек тивности образования, сохранение традиционной фундаментальности при одно временном углублении его практикоориентированности. Третья новация была связана с введением профильного обучения на старшей ступени школы, с утвер ждением вариативности, дифференциации образования.
Но с самого начала было очевидно, что стандарт первого поколения носит «ра мочный», переходный характер. Образовательный стандарт, оставаясь стабильным на протяжении определенного периода времени, вместе с тем должен быть дина мичным и открытым для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
Нормативная база для введения ФГОС НОО нового поколения была определена с принятием Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части из менения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с которым в Закон РФ «Об образовании» были внесены необходимые изменения.
Главный смысл разработки ФГОС НОО заключался в создании условий, позво ляющих решить стратегическую задачу российского образования — повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Иначе го воря, ФГОС НОО предназначен не для фиксации состояния образования, достиг нутого на предыдущих этапах его развития, он ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным (и даже прогнози руемым) запросам личности, общества и государства.
В самом общем виде содержание регламентируется требованиями к структуре образовательных программ, требованиями к условиям реализации основных об разовательных программ и требованиями к результатам их освоения. В качестве методического сопровождения образовательного процесса ОУ в условиях введе ния и реализации ФГОС НОО нового поколения представлен соответствующий пе речень материалов:
ФГОС НОО нового поколения, в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «при ращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечные образовательные ре зультаты заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитив ных ресурсов личности, им соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.
На этом основании требования к результатам образования предлагается раз делить на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим про верке и аттестации.
1. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, согласно концепции ФГОС НОО, относятся:
— ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные и эстетические взгляды, политические пред почтения и др.);
— характеристика его социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
— индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты будут выявляться в ходе социологических и других обследова ний. Они станут одним из средств оценки эффективности деятельности ОУ, а также системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
2. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, согласно концепции ФГОС НОО, относятся:
— умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практи ческой деятельности, обобщенные способы деятельности;
— коммуникативные и информационные умения;
— умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
— способность к контролю и самоконтролю;
— способность к творческому решению учебных и практических задач.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», озвученная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, определяет модерниза цию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих страте гических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элемен том в этом процессе.
Важно осознавать, что образовательные реформы, которые происходят сего дня в России, не руководствуются запросами и реалиями текущего дня: в новые стандарты образования закладывается модель будущего страны.
Единая форма наших первоклассников
Центр дневного пребывания "Синяя птица"